№2, июнь 2000г.
Литературный обозреватель “ЗАЛПа” |
Итак: “Я в роли акына. В ней сотни ролей...” Почему - акына,- какая необходимость, если строкою ниже - “сквозной карнавал и безумство мистерий”? Театральность, само собою, подразумевает позу, нарочитость и манерность, поэтому актер везде - “чужак” легкого поведения и всё у него - “променад”, в отличие от подлинности судьбы.
И в роли соблазнителя чужой невесты накануне ее свадьбы с защитником Родины променадствующий лирический герой Н.Перовского тоже опоэтизирован с положительной авторской мотивировкой. А по народному обычаю шкодливого двуногого кобеля отлавливали и кастрировали, иногда - загодя. Осквернение генофонда (см. - телегония) до этих стихов порицалось. Сколько намешано в них всякой нравственной непотребщины, - ну просто незачем даже ставить вопрос о степени надругательства над самой поэзией (“Первая женщина”).
Да, два десятка приличных на провинциальном уровне стихов у Перовского найдется, если закрыть глаза на компиляции, близко подступающие к плагиату. Но память начитанного человека все равно узнает влияние Вийона, Верхарна, Гумилева, Маяковского, Пастернака, Кедрина, Корнилова, Винокурова, Жигулина, Евтушенко и др. Подстраивался и к Высоцкому (приблатненность духа), хотя тот вообще не поэт.
Недостаток образования - надо было все же доучиваться в учебных заведениях - сказался на общей эрудиции немало поездившего литератора. Этнографические познания его о казахах, татарах, башкирах, узбеках, уйгурах, уральцах, северянах, украинцах, русских, да и о лирическом “я”, - ограничиваются уровнем базара, “чекушки” и секса,- как бы даже в пику искомой интеллигентности пера. Умозрительные стихи о природе и временах года - много ли от них проку (без выбора): “Травы, цветы, горизонты, // суслики, пчелы, шмели // да валуны-мастодонты...”
А какие вариации в стилистике! - “как вам удается пасмурные лица // превращать в человеческое чело?”; “крутили пальцами виски”; “шагренью кожаной скукоженный”; “привычно опускаясь на закорки”- о стирающей женщине, присевшей на корточки; “с поголовьями серых солдат”; “насекомые рои”; “истец благодати”...
Думалось: ну, против строгого канона венка сонетов не попрёшь, и выложиться он заставит - напрасные ожидания. Магистралы такие, что вызывают лишь бессвязные ассоциации и обрывки софистики, уснащенные отвлеченной риторикой. Беспомощность перед формой - вплоть до слома ее во втором венке (первый терцет)...
Не разобрался Перовский и в жанре поэмы - сплошь зарисовки.