№5, март 2002г.
Михаил ПОСЕЛЬНИКОВ |
УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ!
К концу своих дней решился поделиться с вами проблемой, возникшей в детстве (Начало 20-х!) и занимавшей меня всю сознательную жизнь. Вот она: «Допустимо ли, в принципе, прикосновение к литературным произведениям давно убитых наших классиков?».
Полагаю, что большинство читателей с порога признает мысль об этом крамолой. Я же уверен, что анализ написанного классиками возможен, а в особых случаях - совершенно необходим и попробую это доказать. Когда я еще не знал азбуки, моя матушка часто по какому-то пожелтевшему списку читывала мне любимое ею стихотворение М.Ю.Лермонтова - «Я к вам пишу...», многие строки которого врезались в мою память, где сохраняются до сих пор; вот отрывок:
«...Генерал
Сидел в тени на барабане
И донесенья принимал.
Окрестный лес, как бы в тумане,
Синел в дыму пороховом.
А там, вдали, грядой нестройной,
Но вечно гордой и спокойной
В своём наряде снеговом,
Тянулись горы - и Казбек
Сверкал главой остроконечной.
И с грустью тайной и сердечной
Я думал: «Жалкий человек...»
Научился грамоте самостоятельно, разбирая буквы и слоги на магазинных вывесках.
В 1928 году мне, ученику 3-го класса, в библиотеке попался томик из академического издания моего великого тёзки. Читая стихотворение, называвшееся «Валерик», я с удивлением не обнаружил в приведенном выше отрывке известной мне строчки. Вот она: «В СВОЁМ НАРЯДЕ СНЕГОВОМ”. Не оказалось этой строки и в других изданиях. Размышляя потом над этой загадкой, я постепенно пришёл к выводу: первые издатели этого стихотворения, собиравшие его по кусочкам из различных, ходивших по рукам списков, давших ему нынешнее название, сохранивших его для потомков, всё-таки допустили ошибку, которую следует исправить. Такое заключение подтверждается и наличием в тексте стихотворения и других ляпсусов. Приведу наиболее бесспорный:
«Но я вас помню - да и точно,
Я вас никак забыть не мог!
Во-первых потому, что МНОГО
И долго, долго вас любил...»
Что означает любить МНОГО? Любят нежно, страстно, всей душой, беззаветно, бескорыстно; наконец, можно любить МНОГИХ, но любить МНОГО? Всерьёз занялся этой проблемой уже пенсионером после многих лет общественно-политической, государственной и хозяйственной работы; обращался к местным, орловским КОРИФЕЯМ: писателям, журналистам, филологам, литературоведам; с одним из самых маститых - Владимиром Алексеевичем Громовым я познакомился в Спасском-Лутовинове, куда ездил поклониться памяти И.С.Тургенева, в связи со 175-летием со дня его рождения.
Возвращались в Орёл мы вместе - сначала пригородным поездом, а с вокзала в центр - пешком, т.к. общественный транспорт не ходил из-за капитального ремонта моста через Оку. Всю дорогу мы проговорили о моей (надеюсь, не только моей!) проблеме. В.А. был непреклонен. Он говорил так: «Классик - святыня; всё им написанное - незыблемо, исправлять ничего нельзя!».
Предпринимал я попытку связаться с самым знаменитым в стране лермонтоведом - Ираклием Луарсабовичем Андронниковым. С помощью московских знакомых узнал адрес, написал подробное письмо. Через пару недель позвонил на квартиру. Женский голос ответил мне: «Он тяжело болен, разговаривать не может!», а спустя несколько дней пришла печальная весть. В память об Ираклии Луарсабовиче, о его творчестве, о его “Устных рассказах», я предлагаю своё маленькое стихотворение, которое хотелось бы рассматривать как продолжение лермонтовской «Тамары», названное - «Луарсаб».
Занимающая меня проблема остаётся нерешённой. В самом деле: почему музыкальные произведения давно умерших Глинки, Мусоргского, Чайковского и других великих композиторов давать новую редакцию, переделывать можно, а произведения писателей, поэтов - неприкосновенны? Почему, например, широко известный у нас и за рубежом Народный хор им. Пятницкого многие десятки лет поёт: «...выплывают расписные Стеньки Разина челны...», тогда как у автора этой песни (текста!) Д.Садовникова значится: «...ВЫБЕГАЮТ расписные ОСТРОГРУДЫЕ челны...»?
Уважаемые читатели, не оставайтесь равнодушными и выскажите своё мнение. Кстати, не захотелось ли вам после прочтения этой статьи, ознакомиться с вариантом отредактированного мною текста стихотворения «Валерик» М.Ю.Лермонтова?